(448/50-538/40), прп. (пам. 26 июня). Согласно «Лугу духовному» Иоанна Мосха (578-582), содержащему наиболее ранние сведения об этом святом, Д. С. был родом из Месопотамии и провел ок. 70 лет в затворе за стенами г. Фессалоника. Из его кельи исходил божественный свет, посмотреть на к-рый собиралось множество горожан. Поскольку в следующей главе «Луга духовного» повествуется о др. выходце из Месопотамии, Адолае, к-рый жил в дупле платана, впосл. агиографическая традиция смешала этих 2 подвижников.
Согласно т. н. анонимному Житию Д. С., созданному в 718-720 гг., преподобный род. в Фессалонике. Он удалился в мон-рь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый мон-рем Кукуллотов или Кукуллатов (греч. Κουκουλλώτων, Κουκουλατῶν), в сев. части города близ стены, где предался аскезе и чтению Свящ. Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел 3 года, перенося стужу и зной, до тех пор пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиеп. Дорофей с клириками сняли Д. С. с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных. В Житии подробно описывается 2 чуда - исцеления бесноватого юноши и слепой женщины, причем юноша говорил об огне, исходящем из кельи святого (мотив, присутствующий у Иоанна Мосха, но не упоминаемый прямо в Житии). Далее в тексте излагаются сведения, отражающие отдаленное воспоминание о реальном событии - переносе адм. центра Иллирика из Фессалоники в Юстиниану Первую и обратно в 535-537 гг. (агиограф ошибочно называет Юстиниану Сирмием). Согласно Житию, фессалоникийцы решили обратиться напрямую к имп. Юстиниану I. Архиеп. Аристид и все горожане попросили Д. С. исполнить эту миссию. Когда святой вышел из кельи, он был похож на прав. Авраама: седые волосы длиной до пояса и борода до земли, от его лица исходило солнечное сияние. Взяв с собой учеников, Феодора и Димитрия, преподобный отправился в К-поль. Имп. Феодора послала сановников встретить его и оказала ему радушный прием, поселив во дворце, т. к. Юстиниан в это время отсутствовал. По возвращении император пригласил его в собрание синклита. Д. С., попросив угля, возжег его на своей ладони и вошел, совершая каждение. Император немедленно исполнил просьбу святого и через неск. дней отпустил его домой. На обратном пути, когда корабль приблизился к мысу Эмволос, где Д. С. увидел свой мон-рь, он сотворил молитву, простился с учениками и предал душу Богу. Архиепископ повелел монахам перенести останки в мон-рь и положить их в гробницу. Спустя 150 лет игум. мон-ря Димитрий решил взять часть мощей преподобного и начал копать, но плита раскололась на мн. части, и копавшие, испугавшись, прекратили работу. После кончины игум. Димитрия преемником стал его ученик Сергий (впосл. архиепископ Фессалоникийский). Он чтил святого и молился, надеясь, что ему удастся обрести часть останков Д. С. Получив откровение о согласии святого, Сергий приказал ученикам копать. Когда раскопали и открыли гробницу, архиеп. Сергий, увидев тело целым и невредимым, не дерзнул взять ничего, кроме неск. волос с бороды и головы. В заключение агиограф утверждает, что он был первым, кто записал Житие Д. С., к-рое до этого передавалось только устно.
Почитание Д. С. в 1-й пол. IX в. засвидетельствовано в Житии прп. Григория Декаполита, к-рый посылал некоего монаха на могилу святого.
Кроме этих текстов существуют еще 2 более поздних энкомия - анонимный (средневизант. времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия. Д. С. посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития кон. X в. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 771-772) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 512-513), а также переложение Жития на новогреч. язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в.
Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С др. т. зр., эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из мон-ря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Д. С., что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении Д. С., а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике.
Мощи Д. С. находились в основанном им мон-ре до 1054 г. (по мнению А. Васильева) или до нач. XIII в. (по версии Е. Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия. В 1978 г. благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи Д. С. были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского. В наст. время мощи Д. С. находятся в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике.
Мон-рь, в к-ром подвизался Д. С., не сохранился. Собор бывш. монастыря Латомос (Латому), именуемый впосл. мон-рем Осиос Давид в Фессалонике, находящийся в верхнем городе, никак не связан с мон-рем, основанным этим святым. Мон-рь получил это название только в 1921 г., когда из мечети был вновь превращен в христ. храм.
Память Д. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 320). В памятниках студийской традиции - Евергетидском Типиконе кон. XI в. (см.: Дмитриевский. Описание. С. 463), Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 161), слав. студийских Минеях XI-XII вв. (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 70) - на 26 июня, день памяти Д. С., назначается будничная служба с пением «Аллилуия»; последование включает лишь седален, цикл стихир-подобнов и канон.
В ранних (XII в.) редакциях Иерусалимского устава на 26 июня также назначается служба с Аллилуия (Lossky A. Le Typicon byzantin: Ed. d'une version grecque (partiellement inédite): analyse de la partie liturgique: Diss.: Strasbourg, 1987. T. 2. P. 220). Более поздние редакции Иерусалимского устава повышают уровень торжественности памяти Д. С. Так, в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) назначается пение тропаря (общий преподобному, нач.: ᾿Εν σοὶ πάτερ ἀκριβῶς ( )), что исключает службу с «Аллилуия»; др. указаний Типикон не содержит. В слав. рукописях и изданиях Иерусалимского устава и соответствующих ему Миней, начиная с наиболее ранних (см., напр., серб. Минею XIV в. (Архив Македонии. М-II/4)) и заканчивая совр. изданиями, последование Д. С. включает тропарь, кондак, славники на вечерне (на «Господи, воззвах» и на стиховне) и на утрене (на стиховне). В совр. греч. изданиях последование Д. С. не имеет даже тех минимально праздничных черт, какие присутствуют в слав. изданиях, и содержит только самые необходимые элементы службы: стихиры, канон и седален.
Последование Д. С. 26 июня, помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа ᾿Εν σοὶ πάτερ ἀκριβῶς̇ ( ); кондак 1-го гласа на подобен «Лик ангельский» с икосом; канон 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, творение Иосифа, акростих: ῾Υμνῶ μάκαρ σου τὸν βίον θείοις λόγοις. ᾿Ιωσήφ ( . ), ирмос: ῎Ιππον καὶ ἀναβάτην̇ ( ), нач.: ῞Υμνοις τὴν φωτοφόρον, καὶ θείαν μνήμην σου ( ); стихиры; седален и светилен.
В рукописях встречается иной канон Д. С., 4-го гласа, акростих: Δαυῒδ γεραίρω τὸν βίον τὸν φωσφόρον. ᾿Ιωσήφ (Давида почитаю светоносную жизнь. Иосифовы), ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μοῦ̇ ( ), нач.: Δυνάμει τοῦ Πνεύματος τὸ ἀσθενές μου ῥωννύμενος (Силой Духа безвольное мое укрепляя) (Ταμεῖον. Σ. 227).
Д. С., как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) о нем сказано: «Старец с длинными волосами и с бородою до ступней». Одно из ранних сохранившихся изображений Д. С.- найденный в Фессалонике в 1944 г. рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта, с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике).
В палеологовскую эпоху появился особый иконографический тип - полуфигура или фигура Д. с раскрытыми перед грудью руками, в кроне миндального дерева. Вероятно, на эту иконографию повлияли изображения столпников. Самый ранний пример «древесного» изображения представлен в росписи сев.-зап. части парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321): полуфигура Д. С. в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиц. варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» (сер. XV в., мон-рь Ватопед), в ц. Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий»). Фигура Д. С. в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв.: в нартексе ц. прор. Илии в Фессалонике (1360-1370), в старом кафоликоне мон-ря Преображения Господня в Метеорах (1484), на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Совр. изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике.
Наряду с образами этой иконографии встречаются традиц. изображения Д. С. как преподобного, в рост (напр., в росписи кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне (1546) Д. С. представлен с длинной бородой, в желтой рясе и коричневой мантии, с развернутым свитком в левой руке; на иконе «Преподобные Пахомий и Давид Солунский» (XVI в., монастырь прп. Дионисия) - с развернутым свитком в левой руке).
В рус. искусстве самое древнее из известных изображений в живописи - полуфигура Д. С. на столпе в росписи ц. св. Симеона Богоприимца в Новгороде (1465) - русоволосый, с небольшой округлой головой, с крестом в правой руке. С XVI в. на рус. иконах-минеях на июнь получил распространение образ Д. С. в ветвях миндального дерева, со свитком в руке (напр., иконы кон. XVI в. (КГОХМ); из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде, кон. XVI в. (ВОКМ); сер. XVII в. (ГТГ); из собрания П. Д. Корина, кон. XIX в. (ГТГ)). На этих иконах просматриваются отличия в постановке фигуры Д. С.: он может изображаться в кроне дерева (икона из ВОКМ) или на фоне дерева (икона из собрания Корина). Впосл. эта иконография варьируется. Так, на минейной иконе 1758 г. из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе мастера Ивана Липина Д. С. сидит у подножия дерева, на голове - скуфья, левой рукой он указывает на виднеющийся вдали град.
В рус. иконописных подлинниках XVIII в. представлены 2 варианта изображения святого. 1-й соответствует палеологовской традиции: «подобием сед, власы с ушей кратки, брада аки Евфимия Великого, мало покороче, ризы преподобническия, сей бяше от востока, житие име под амигдаловым деревом» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 373). 2-й отражает иконографию поздних икон: «Cед, брада Евфимия Великого или Власиева; сидит на древе на дубу великом в ветвех, на дощечке высоко, риза преподобническая, под древом гора и езеро мало, и лесок около дуба, а с дуба висит кувшин на верви, на древе сидят три птички, а инде пишет брада Димитрия Прилуцкого» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 110).